Scrum - это методология, состоящая из инструментов, помогающих управлять проектами и создавать продукты. Она применяется, когда требования часто меняются или конечный результат неизвестен изначально.
Scrum был впервые использован в сфере программирования, так как традиционный подход "из точки А в точку Б" здесь не работал - существовал риск выпуска невостребованного продукта из-за изменившихся рыночных тенденций или появления аналогичных решений у конкурентов.
Scrum предполагает быстрое создание минимально жизнеспособного продукта (MVP) с последующим его доработкой под нужды пользователей. Ключевыми элементами Scrum-методологии являются: - Scrum-команда, обычно небольшая (до 10 человек) с определёнными ролями.
- Спринт - временной промежуток в 2-4 недели, в течение которого команда должна представить MVP, отдельную функцию или завершить часть работы
- Scrum-доска - это эффективный инструмент визуализации рабочего процесса в методологии Scrum. Команда может использовать как онлайн, так и офлайн доски для отображения задач на различных этапах работы над продуктом. На карточках записываются конкретные задачи, а на самой доске создаются колонки, соответствующие стадиям выполнения. Количество колонок может варьироваться, но обязательно включает в себя бэклог (список задач), задачи в работе и выполненные задачи. Перемещая карточки между колонками, команда может наглядно видеть текущий статус проекта.
Использование Scrum-доски особенно эффективно в таких сервисах для совместной работы, как Битрикс24. В этом случае доска может быть полностью кастомизирована под нужды конкретной команды, а участники могут настраивать уведомления о дедлайнах, чтобы не пропустить важные сроки.
- Артефакты Scrum — вспомогательные инструменты. В скраме есть три артефакта: бэклог продукта, бэклог спринта и инкремент.- Бэклог продукта — это все задачи по проекту. Из него берут задачи для бэклога спринта.
- Бэклог спринта — это список задач на спринт. Команда сама выбирает их из бэклога продукта.
- Инкремент (или цель спринта) — это готовый продукт или его часть, которые команда создала за спринт. Например, функция регистрации в онлайн-приложении.
Читайте подробнее в статье как мы используем метод Scrum и инструменты Битрикс24 для ведения проектов наших клиентов!
Кому и зачем нужен Scrum?
Методология Scrum была разработана для оптимизации процесса разработки, сделав его более быстрым и гибким. Основные цели Scrum:1. Поддержание эффективного взаимодействия между участниками команды.
2. Приоритизация задач.
3. Обеспечение прозрачности рабочего процесса - все участники видят, какие задачи находятся в работе.
4. Предотвращение и минимизация рисков.
5. Быстрое реагирование на изменение требований.
Изначально Scrum применялся в сфере IT-разработки, но в дальнейшем стал использоваться и в других областях, например, для создания контента или организации мероприятий.
Методология Scrum подходит для:
- Проектов, которые можно разделить на поэтапное выполнение.
- Команд до 10 человек.
- Ситуаций, когда на старте сложно определить конечный результат.
- Когда заказчик готов активно предоставлять обратную связь.
В то же время Scrum не подходит для:
- Небольших команд из 2-3 человек.
- Проектов, требующих создания готового продукта с заранее определенными характеристиками.
- Постоянных процессов, например, в торговле.
Scrum: структура и принципы
Использование Scrum требует понимания его ключевых элементов - правил, ролей, событий и артефактов. Основа Scrum - принцип "3-5-3": 3 роли, 5 событий и 3 артефакта. Все эти компоненты должны присутствовать, иначе методология не будет эффективной.Роли в Scrum
Scrum-команда состоит из трех ключевых ролей:Владелец продукта (Product Owner)
Ответственный за продукт формирует общий список задач — бэклог продукта — и расставляет приоритеты. Он настраивает процессы, контролирует сроки исполнения и отслеживает промежуточные результаты. Специалист также взаимодействует с заказчиками, собирает необходимую информацию и определяет требования. Важно, чтобы за продукт отвечал только один человек, иначе указания из разных источников приведут к беспорядку в работе.
Команда разработчиков
В команду по разработке продукта могут входить программисты, маркетологи, дизайнеры, верстальщики и другие специалисты. Состав зависит от целей и задач. Команда берет задачи из общего бэклога продукта и несет ответственность за их выполнение. Хотя Scrum-команда подчиняется владельцу продукта, она самостоятельно составляет бэклог для каждого спринта и распределяет нагрузку, опираясь на опыт предыдущих итераций.
Scrum-мастер
несет ответственность за соблюдение командой правил методологии Scrum. По сути, это наставник, который досконально знает тонкости данной методики и передает этот опыт остальным участникам команды.
Ключевые элементы Scrum: спринты и встречи
Основой методологии Scrum являются спринты - итерации длительностью от 1 до 4 недель. Перед началом каждого спринта команда проводит планирование, определяя задачи, которые необходимо выполнить. Результатом этого события становится формирование бэклога спринта.На протяжении всего спринта ежедневно проводятся короткие 15-минутные совещания - стендапы. На них участники отчитываются о выполненной за предыдущий день работе, озвучивают планы на текущий день и делятся возникающими сложностями.
По завершении спринта команда собирается на обзор результатов. Разработчики демонстрируют созданный продукт, а владелец продукта принимает решение о возможности его представления клиенту. На основе этого обзора владелец также актуализирует бэклог продукта, который ляжет в основу следующего спринта.
Завершается спринт ретроспективой - встречей, на которой команда анализирует, что получилось успешно, а что требует улучшения в будущих итерациях. Спринт считается успешно завершенным, если команда смогла создать продукт, удовлетворяющий требованиям заказчика, в рамках установленного времени.
Scrum: больше, чем просто инструкция
Применение Scrum - это не просто следование определенным правилам, это целый образ мышления. В Scrum-команде каждый участник осознает свою ответственность перед заказчиком и коллегами. Они не боятся задавать сложные вопросы и открыто обсуждают возникающие проблемы.Такой подход отличается от традиционных строгих инструкций. Scrum требует от команды гибкости, взаимной ответственности и стремления к постоянному улучшению. Это не просто набор техник, а философия ведения проектов, в основе которой лежат доверие, прозрачность и непрерывное совершенствование.
Scrum-команда работает как единое целое, где вклад каждого члена ценен и важен. Они не ограничены рамками отделов или иерархией, а сообща решают возникающие задачи. Такой командный подход позволяет быстро адаптироваться к изменениям требований и оперативно реагировать на потребности заказчика.
Таким образом, Scrum - это гораздо больше, чем просто методология управления проектами. Это определенный образ мышления и культура организации, которые обеспечивают гибкость, ответственность и непрерывное улучшение рабочих процессов.
Внедрение Scrum: ключевые условия
Для успешного внедрения Scrum в компании и получения первых результатов требуется около трех месяцев. При этом необходимо выполнить ряд ключевых условий:1. Назначить владельца продукта. Это ответственное лицо, которое будет отвечать за коммуникацию с заказчиком, понимание конечных целей проекта и направление команды. Особенно важно, когда требования часто меняются, чтобы не потерять общую картину.
2. Сформировать небольшую Scrum-команду (до 10 человек). В Scrum отсутствует разделение по отделам и иерархия - разные специалисты работают сообща, вклад каждого ценен.
3. Назначить Scrum-мастера. Это эксперт в гибких методологиях, который следит за правильным применением Scrum и обучает команду. Scrum-мастер может быть внутренним сотрудником или предоставляться на аутсорсе.
4. Определить полный список задач. Совместно с заказчиком зафиксировать цели и ожидания, а затем декомпозировать их на более мелкие задачи для бэклога.
5. Создать Scrum-доску. Визуализация задач проекта или текущего спринта на доске упрощает отслеживание прогресса.
6. Проводить ежедневные стендапы. Короткие ежедневные встречи помогают выявить "узкие места" и перераспределить нагрузку.
7. Постоянно взаимодействовать с заказчиком. Заказчик должен быть вовлечен в процесс, участвовать в составлении бэклога и принимать результаты спринтов.
8. Регулярно анализировать проделанную работу. Это необходимо для понимания, что можно улучшить в следующих спринтах.
9. Фокусироваться на целях. План работы на следующий спринт должен основываться на результатах предыдущего.
Вывод
- Scrum - это гибкая методология для организации работы над проектами. Она была разработана с целью изменить подход к разработке программного обеспечения, сделав его более быстрым и адаптивным. Данная методология быстро распространилась и стала применяться в других областях.
- В Scrum большой проект разбивается на небольшие этапы - спринты. Это позволяет оперативно вносить изменения в продукт и работать с высокой скоростью.
- Основными принципами методологии Scrum являются открытость и взаимоуважение. Каждый член команды ежедневно делится обратной связью, что дает возможность оперативно корректировать процессы и отслеживать загрузку.
Используйте все возможности управления проектами в продуктах Битрикс24 и создайте сильную команду!
Оставьте заявку на услугу "Внедрение Битрикс24" по кнопке - "Заказать услугу" и получите консультацию специалиста по продукту бесплатно!